Остров Гогланд

Остров Гогланд
Еще в конце весны я не знал, что есть такое место в европейской части России, куда попасть почти невозможно. Настоящий остров сокровищ находится в 200 км к западу от Санкт-Петербурга, 60 км к северу от Эстонии и всего 40 км к югу от Финляндии и имя этому острову – Гогланд, что по фински означает высокая земля. Это самый высокий и самый интересный остров Финского залива. В июне 2017 года, в составе экспедиции Русского Географического Общества, на нем удалось побывать и мне.
Одни и те же места на острове каждый раз разные.
Попасть на остров и выбраться с него это отдельная проблема. Погода вносила свои коррективы и задержка - дело обычное. Так на остров мы отправились на 5 дней позже, а возвращение задержалось на сутки. Единственное пригодное место для захода судов на остров – бухта Сюркюля [9], в которую мы прибыли в яркий, солнечный день и сразу удивились красоте. Полная уверенность, что ты попал в Карельские леса.
Остров принял нас и принял с хорошей погодой, оставив самое доброе впечатление о себе. Я настоятельно рекомендую прочитать историю острова (ссылка на Википедию), она богата интересными фактами. Мне, как инженеру связи, интересно место, где впервые в мире был осуществлен сеанс радиосвязи Александром Поповым во время снятия с мели броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» в 1900 году.
Самая высокая точка острова и по совместительству наше единственное окно связи с большой землей носит название гора Попова [3]. На этом месте находились орудия, которые обстреливали фарватер между островами Гогланд и Большой Тютерс, место стратегическое во время ВОВ и по сей день. Вообще весь остров как памятник: вот колючая проволока со времен Финской войны, опоясывающая весь остров по периметру, а вот необычные стрелковые сооружения, гильзы, мины, блиндажи и убежища.
Несколько раз я выбирался на осмотр острова и вместе с друзьями обнаружил старые ДОТы и стрелковые позиции, которые не трогали уже много десятков лет. Особенно их много в местах [3] и [7]. Точные места я сознательно не буду обозначать.
Старожилы на острове это его маяки - Южный и Северный. Не скрою, что эти сооружения были одной из главных целей моего посещения острова. Южный маяк имел две версии. Первый южный маяк на острове был построен в 1861 году и оснащен оптической системой Френеля изготовленной во Франции, в 1905 году маяк был перестроен. Табличка на входе в маяк гласит "Построен в 1905 году во времена благополучного царствования императора Николая II". И находится он почти на уровне моря. Северный маяк более современный и находится на горе.
Вдоль острова тянется одна единственная дорога, где-то она выложена булыжником, но а основном обычная лесная дорога на которой изредка встречается гать. Дорога похоже на протяжении многих десятков лет была и остается главной транспортной артерией острова. Она связывает все его объекты воедино. Если отойти от дороги в глубъ леса, то можно без труда наблюдать остатки блиндажей, стрелковых позиций и невероятное количество различных тропинок. Большая часть, судя по следам, уже принадлежит обитающим на острове енотовидным собакам.
В северной части острова находятся сразу два памятника ЮНЕСКО – Точка «Z» и пункт Мякипяллюс дуги Струве (почитать о этой дуге). Дуга Струве для геодезистов все равно, что таблица Менделеева для химиков.

На острове постоянно живут несколько человек – смотрители южного и северного маяка, работники метеостанции и военные. Лишь летом население увеличивается, когда приезжают различные общественные организации. До 40-х годов ХХ века на острове проживало более 1000 человек. В советские времена финские деревни были разрушены. Остатки одной из них можно найти в месте [6]. Есть информация, что Гогланд и Большой Тютерс были заминированы и поэтому были «закрыты» для посещения до 2013 года. Было предпринято несколько попыток их разминирования и лишь недавно Русское географическое общество начало организовывать волонтерские и поисково-спасательные экспедиции в эти места. Во время одной из экспедиций я познакомился с интересными и хорошими людьми, чью дружбу начинаешь ценить высоко, после таких поездок.

Остров райское место для фотографов. С одной стороны яркие рассветы, с другой фантастические закаты. Весь остров окружен камнями разных размеров на которых море рисует мистические рисунки. Каменные реки в глубине острова и этот волшебный лес. Тут просто не возможно не влюбиться в красоту природы. Постоянно бегаешь с камерой наперевес, прыгаешь по камням, держа в одной руке камеру, в другой штатив, а на спине у тебя тяжелый фоторюкзак. И это ты прошел только 20 километров пути по пересеченной местноти, а еще столько же обратно в наш лагерь [1]. Ради одной фотографии я прошел 40 километров по пересеченке, с юга острова и назад. Побывал в заброшенной части ФСБ [11], прыгал по булыжникам на каменистом пляже [10]. И это все в берцах. Мои ноги сказали мне «до свидания!»… Ходить 2 дня я не мог.
Кстати говоря, есть одно очень интересное место для историков и поисковиков [7]. Мы когда резали угол, то нашли много интересных мест, в которых явно никто не был долгое время. Руководителям поисковых отрядов РГО на заметку. Описывать в рамках этого отчета не буду.
Сумерки - самое мистическое время на острове.
На карте выше, красными штурвалами, были обозначены корабли, затонувшие возле острова. Синим штурвалом обозначена еще одна достопримечательность – севшее на мель в 2003 году исследовательское судно «Леонид Дёмин». Это очередная точка интереса, ради которой хотелось попасть на остров. Именно сумеречную фотографию я мечтал сделать находясь на материке. Знал бы тогда, как мне достанется эта фотография… Да все равно пошел бы, этим и ценятся потом фотографии - воспоминаниями. В хорошей компании эти 40 км пролетели очень бодро, за что я благодарен Сергею Фоменко. Такому же любителю приключений и фотографии. Снимки с кораблем решил опубликовать отдельным блоком. Все же побывать на заброшенном корабле это еще то удовольствие. Вдобавок, корабль стоит под уклоном, что сказывается на общем ощущении необычного места, когда лазаешь внутри. Корабль пытались распилить, но налетевший шторм разбросал краны и другую технику по окрестностям. Так что вместе с кораблем вокруг кладбище техники.
Ради этой фотографии было пройдено 40 км дорог по пересеченной местности.
На вечном приколе.
Подготавливая отчет и перебирая гигабайты фотографий ощущаешь приятное послевкусие. Побывать на острове, на который попасть весьма сложно, несравнимое впечатление. Помочь людям и поучаствовать в экспедиции бесценно. А приобретенные друзья и знакомые, во время поездки, на вес золота. Было тяжело, было холодно, было безумно интересно, было круто. Я ехал туда за красивыми фотографиями, а приехал с новыми впечатлениями, друзьями и новым мировоззрением. Каждое путешествие, особенно если оно сложное, безусловно меняет и развивает людей. Путешествуйте и развивайтесь. А о острове сокровищ Гогланде с удовольствием расскажу всем желающим лично на наших выездах.

Больше чем уверен, что многие из прочитавших мой отчет и не знали о таком острове. И мне это здорово, если вас заинтересовала история такого места, как остров Гогланд. Она действительно захватывает дух.
Золотые, волшебные закаты на острове Гогланд.
Made on
Tilda